Что делать, если во время приемки квартиры обнаружены дефекты
Приемка квартиры в новостройке — это серьезный этап в процессе приобретения жилья, требующий особого внимания. Если все пройдет успешно, то приемка заложит фундамент вашего будущего комфорта. Но если при подписании акта приемки-передачи не разобраться в деталях и не уладить все вопросы, то впоследствии можно столкнуться с неприятными сюрпризами — потерей времени, денег и бесконечным стрессом.
Рассказываем, что делать, если во время приемки квартиры вы обнаружили недостатки.
При работе с дефектами квартиры важно время, когда вы их заметили, — при осмотре квартиры или уже после подписания акта приема-передачи. От этого будет зависеть план дальнейших действий.

Недостатки обнаружены во время приемки квартиры
Если в ходе осмотра квартиры вы выявили недостатки, их нужно отметить стикерами или маркером, сфотографировать и составить акт осмотра со всеми обнаруженными дефектами. Форма составления акта — свободная. Этот документ подтверждает, что вы прибыли в указанный застройщиком срок для приемки квартиры, и описывает причины, по которым вы не можете сейчас ее принять.
Обычно согласование и подписание акта осмотра проводятся в сотрудничестве с застройщиком и фиксируются в двух экземплярах. Обратите внимание, чтобы на вашем экземпляре присутствовала личная подпись представителя застройщика с четкой расшифровкой его фамилии.
Важно: если застройщик отказывается подписать акт, документ можно отправить компании по почте. Главное — сохранить почтовую квитанцию и копию акта.
После уведомления застройщика наступает этап устранения выявленных технических недостатков. По закону «О защите прав потребителей» (ФЗ № 2300-1 от 07.02.1992 г.) на него отводится 45 дней. При этом застройщик может назначать свои регламенты сроков, не превышающие установленные законом временные рамки. После устранения проблем вас пригласят на повторный осмотр.
В случае, если застройщик не устранил дефекты должным образом, у вас есть все основания обратиться в суд, чтобы взыскать расходы на устранение дефектов или скорректировать стоимость квартиры по договору долевого участия на соответствующую сумму.
Недостатки обнаружены после подписания акта приема-передачи
Даже когда вы получили ключи от квартиры, застройщик продолжает нести за нее ответственность. Поэтому если вы обнаружили дефекты после подписания акта и живете в квартире, вы все равно можете обратиться за исправлениями по гарантии. Гарантийный срок на новую квартиру составляет от трех до пяти лет: один год — для отделки, три года — для инженерных коммуникаций (отопление, вода, газ, электричество), пять лет — для монтажных работ (несущие конструкционные элементы, стеклопакеты, фасады). В течение этого времени застройщик должен доказать, что недостатки возникли не по его вине. Но даже по истечении этих сроков вы всё равно можете требовать исправлений от застройщика.
Чтобы застройщик устранил дефекты, нужно подтвердить, что выявленный дефект не соответствует строительным нормам. В некоторых случаях застройщик может оспорить свою ответственность, если у него есть подозрения, что неполадки были вызваны неправильной эксплуатацией, несанкционированными изменениями или естественным износом конструкции. Для разрешения таких разногласий требуется проведение строительно-технической экспертизы, в которой будут отражены выявленные недостатки, причина их возникновения и стоимость устранения.
Если экспертиза установит, что дефекты возникли из-за нарушений застройщика, вы вправе потребовать от него:
- Безвозмездное устранение недостатков в разумный срок;
- Соразмерное уменьшение цены квартиры согласно договору долевого участия на сумму, необходимую для устранения выявленных недостатков в процессе осмотра;
- Полное возмещении своих затрат.
Вы также можете отказаться от договора с требованием вернуть уплаченную за квартиру сумму с процентами.
Беспокоиться, что вы поступаете неправильно, не следует. В этом случае вы не уклоняетесь от обязательств, а выступаете как добросовестная сторона в отношении договора долевого участия и защищаете свои права.
Если застройщик игнорирует ваши требования или отказывается исправлять дефекты, то спор можно разрешить через суд.
Законодательство защищает покупателей квартир в новостройках, но нужно соблюдать все необходимые формальности: тщательно проверять все документы и что квартира им соответствует, а также обязательно фиксировать выявленные недостатки в письменной форме. Если вы хотите быстро и гарантированно решить проблемы, которые у вас возникли, обратитесь в «4К Эксперт» — специалисты помогут выявить и задокументировать все недостатки, проведут анализ перспектив развития дела и представят ваши интересы в суде.
Справочник собственника недвижимости
Все, что важно знать о недвижимости. Делимся ценным опытом, советами и обзорами